70 лет
от разъезда Суетиха до города Бирюсинска
Свой рассказ мне хочется начать со слов знаменитого французского математика, астронома Лапласа: «Что мы знаем, так ничтожно по сравнению с тем, чего мы не знаем».
Узнать новое о прошлом, наглядно представить и осмыслить настоящее своего города, в котором мы живем, значит полюбишь свой край. Куда бы вы не уехали, но всегда будете обращать свой взгляд туда, где прошло ваше детство, отрочество, юность, потому что это ваша Родина. Вот мы с вами и обратим свои взоры к далекому прошлому, к истории вашего маленького провинциального городка, который появился на карте России как населенный пункт в 1897 году, при строительстве Транссибирской магистрали.
Дорога в Сибирь стала протаптываться уже в ХУ1 веке по свежим следам Ермака, по ней шли пешим ходом, ехали на лошадях стрельцы, раскольники, участники крестьянских восстаний. Сибирь стала местом ссылки политических противников правительства. И русское правительство стало использовать ссыльных для быстрой эксплуатации природных ресурсов Сибири.
И уже в ХУШ веке начинает зарождаться промышленность в форме небольших предприятий мануфактурного типа, солеваренные заводы, но большого развития они не получили из-за отсутствия хороших дорог, так, как существовал один Московский тракт.
Во второй половине XIX века остро встал вопрос о строительстве железной дороги, которая бы открыла широкие возможности для выгодного сбыта промышленных товаров. Вместе с тем постройка железной дороги, вызывалась интересами внешней политики России: стремление укрепиться на Дальнем Востоке.
Итак, в 1891 году началось строительство железной дороги с двух концов одновременно: от Челябинска и Владивостока. Дорога строилась вручную, но в 1916 году было закончено строительство железной дороги. К участку Красноярск- Иркутск дорога подошла в 1894 году и в 1899 году строительство этого участка было завершено.
В 1896 году строительство железной дороги подошло к участку Юрты- Тайшет, бассейна реки Бирюса. Работы велись вручную: формировались насыпи, валили вековые деревья двуручной пилой, обрабатывали эти деревья под шпалы и укладывали на насыпь и только рельсы подвозились на паровозе (демонстрация фотографий).
И все же работы шли быстрыми темпами, так как по берегам реки Бирюса было расположено много деревень: д.Бирюса, Конторка, Сполох, Елисейка, Авдюшино и т.д. Эти деревни уже существовали. Крестьяне охотно двинулись на заработки.
Заминка произошла из-за строительства моста через реку Бирюса, которая сто лет назад была полноводной, стремительной, недаром на древнекетском языке она звучала «Бер-су» (волчья река). Строительство дороги продолжилось в сторону Байроновки, а мост все еще не был готов. Первый мост был деревянный, протяженностью 350 метров. И когда в 1897 году встал вопрос о названии разъезд около реки Бирюса, то все вспомнили о той суете и назвали разъезд необычно- разъезд Суетиха, хотя можно было название как-то привязать к реке Бирюса. Были построены казармы для обслуживающих мост и участок железной дороги рабочих, домик для начальства, хотя в это время в Тайшете уже кипела жизнь: появились улицы, кабак, чуть позднее школа.
А на разъезде Суетиха жизнь как бы замерла, и только в 1912 году было около станции построено четырехквартирное кирпичное здание, в котором поселились семья Соболевских, Арсентия Бича (брата Ивана Бича- руководителя партизанского движения), Яхновецких (это был мой дед, приехавший на стройку железной дороги), Дмитрия Радкевича.
В этом же году из Красноярска приехал подрядчик купца Лопухова- Жоголев, который поставил лесопилку, два барака, контору. Крестьяне из близких деревень нанимались к нему работать.
В годы гражданской войны работы на лесопилке прекратились, а во время одного из боев между партизанами и белыми был сожжен деревянный мост, что почти прекратило движение поездов с запада на восток. Состав подходил к берегу реки, люди выгружались и их переправляли летом на пароме, зимой на лошадях. Естественно на это уходило много времени. И как только установилась советская власть, сразу же началось строительство моста, но уже металлического.
И опять жизнь как бы заглохла на разъезде Суетиха. Только в 1927 году было принято решение на месте бывшей жоголевской лесопилки начать строительство лесопильного завода. Нужны были специалисты, которые были направлены из Архангельска, Красноярска, Иркутска, Зимы, Тайшета, а рабочих набирали из крестьян.
Появились первые собственные избы, поставленные Макаром Скороходом, Кузьмой Гвоздевым, Степаном Резвицким, Иваном
Латышевым и т.д.- все они были железнодорожниками, поэтому эта улица получила название Транспортная.
Появились другие улицы, но их назвали Первой, Второй, Третьей, Четвертой, Пятой, Шестой, Седьмой. И только в начале 30-х годов они получили постоянные названия: Вокзальная, Островского, Ленина, Парижской Коммуны, Пушкина, Некрасова, Кирова. Завод был построен в самый короткий срок: за два грда, т.е. уже в 1929 году были пущены все четыре механизированные пилорамы, работающих на заводе уже насчитывалось около 400 человек, а к 1940 году- 850 человек, население рабочего поселка насчитывало более 4000 человек. В этом же году была открыта первая начальная школа, возраст учащихся был от 9 лет до 14 лет, так как сюда пришли дети и близлежащих деревень, где не было школ.
Началось интенсивное строительство, рабочий поселок обустраивался. Была построена 7-летняя школа, в 1933 году открыт детский сад (сейчас там музыкальная школа), клуб с библиотекой, больница на 20 коек. Комсомольцы на заработанные деньги построили подвесной мост через протоку Шипичная к острову, где открыли зону отдыха. Правда в 1944 году было большое наводнение и мост был уничтожен. В 1938 году открыли среднюю школу и теперь ребятам старших классов не нужно было ехать доучиваться в Тайшет (демонстрация фото). К 1939 году появилось еще шесть улиц: Калинина, Партизанская, Базарная, Горького, Береговая, Набережная.
1941 год! Год, который все перевернул в жизни людей. С лесозавода только за полтора года, то есть с 22 июня 1941 года и 1942 года, ушло на фронт 318 человек, оставляли только специалистов: рамщиков, пилоставов и т.д., тех, кого не могли заменить подростки и женщины.
* В октябре 1941 года средняя школа №6 была закрыта под госпиталь, который там и не был использован из-за неудобства подъездных путей.
И только в ноябре 1942 года школа открыла свои двери для учащихся, но учащиеся старших классов, прибавляя себе возраст, уходили добровольцами на фронт. К весне в 10 классе оставались только девушки. Более тысячи человек ушло из поселка на фронт, более 300 не вернулось.
1945 год! Война закончилась, и началось мирное строительство с 1946 года по 1952 год было создано СМУ, расширился кирпичный завод, построена электростанция, завод железобетонных изделий, столярный цех- все это было создано для строительства большого гидролизного завода, который был запущен
в 1952 году. Росло население, а значит нужны были объекты другого назначения: было построено здание под библиотеку, открыта в 1956 году средняя школа №16, школа №21, чуть позднее- школа №10. Выстроено двухэтажное здание под больницу. Появились новые улицы, строились 2-х этажные, 5-ти этажные дома. Было открыто пять детских садов, Населения уже насчитывалось- 15000 человек.
И в 1967 году рабочему поселку Суетиха был присвоен статус города Бирюсинска.
И так, от разъезда Суетиха до города Бирюсинска прошло 70 лет! Теперь вы будете знать, какова была жизнь вашего городка за эти десятилетия, а какие прекрасные люди жили и живут в нашем городе. Вам есть чем гордиться!.